Коучинг, наставничество в чем их сходство и различие? На этот вопрос мы постараемся ответить в данной статье. Это это довольно близкие понятия, но есть отличия. 

Коучинг и наставничество все более входят в нашу жизнь. Мир становиться более высокотехнологичным. Чтобы достичь успеха в своей деятельности требуется подсказки более опытных людей. Обучение и развитие персонала организаций постоянно усложняется. Если вспомнить советский период, то там наставничество было введено повсеместно. Начиная со школы, отличники закреплялись за двоечниками, на заводах опытные матера отвечали за подготовку новичков.

Доктор Р. Карром сделал анализ ролевых сходств и различий между наставниками и коучами.

Наставничество
Коучинг

Цель и предназначение

Чаще ориентировано на взаимообмен жизненным опытом, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного, карьерного или жизненного роста; иногда используется для достижения стратегических бизнес-целей; содержание может быть весьма широким   Обычно направлен на достижение результата, успеха, цели, на овладение производственными навыками, причем акцент делается на осуществление действий и поддержание изменений во времени; часто используется для улучшения навыков, необходимых для успешной деятельности в конкретной области; скорее наполнен практикой, чем теорией; в значительной степени опирается на навыки межличностного взаимодействия  

Причина и продолжительность контакта

Может происходить в естественной форме, формально или неформально; может длиться в течение всей жизни или являться частью формальной программы с регламентированными взаимными контактами, встречами и т. д. Часто проводится на основе потребностей, выявляемых самим клиентом; в сфере бизнеса участие работников в процессе коучинга может быть частью их обычной профессиональной деятельности

Форма и природа контакта

Исторически — индивидуальная; все чаще применяются практики взаимо­действия одного наставника с группой людей, группой сверстников; исполь­зуются возможности электронной почты, телефона и- видеозаписи   Обычно индивидуальная; часто проводится по телефону и посредством электронной почты; в системах образования используется взаимный коучинг в парах

Навыки и жизненный опыт

Обычно опыт наставника богаче опыта его партнера, но может быть подобным ему или относиться к другой области; истории из жизненного опыта наставника часто рассказываются к случаю и. оказывают сильное воздействие Коуч может быть занят в той же самой области, в которой работает клиент, работал в ней ранее; просто умеет разложить ситуацию до понятных составных частей; задавать правильные вопросы; жизненные истории коуча призваны вдохновить или научить  

Необходимая подготовка

Наставник может не иметь дополнительной подготовки, он знает тему, в которой осуществляет наставничество. Сейчас множество программ подготовки коучей. Есть даже сертификация для признания сообществом коуча.
Однако, если человек может оказать помощь в перемещении из т. А  в т. Б. и его услуги востребованы, то на его образование никто не смотрит.

Сертификация или лицензирование

Не требуется, но сертификаты и другие виды формального признания часто выдаются после прохождения формальных обучающих программ Не требуется, но профессиональные ассоциации и некоторые обучающие (тренинговые) компании предлагают системы сертификации

Компенсация или гонорар

Строго добровольно; в опубликованных руководствах любые финансовые отношения не приветствуются   Чаще всего коучинг является частью роли (или же полностью ролью), предписанной должностной инструкцией; услуги частных коучей оплачиваются клиентом/потребителем услуг

Оценка работы и взаимные соглашения

Исследовательская сторона очень умеренна; приветствуются и чаще всего используются эпизодические отчеты и личные переживания; высокая степень согласованности принципов программы   Обеспечивается потребителем; минимальный исследовательский компонент; благодарственные письма клиентов — наиболее распространенный способ определения эффекта программы; высокая согласованность принципов и применяемых методов  

Обучение и обратная связь

Зависит от развития отношений; взаимообучение со временем усиливается, но может быть минимизировано должностной иерархией; обычно все стороны извлекают для себя пользу из обратной связи   Обычно ориентирован на клиента, и первоочередное внимание уделяется его обучению; коучи часто запрашивают обратную связь для улучшения своих собственных навыков