Возникновение коучинга

Древнегреческий философ Сократ, живший 2,5 тыс. лет считал, что все решения уже есть в голове у собеседника. И для получения этого решения нужно правильно сформулировать запрос. Сравнение с интернетом досточно наглядно показывает это процес. Если вы правильно сформулировали свой запрос, то в выдаче получите наиболее точный ответ. Чтобы вытащить решение из головы учителю необходимо правильно задать вопрос.

Энтони Роббинс в своих книгах говорит примерно тоже. От качества задаваемых себе вопросов зависит наша жизнь. Поскольку человек зациклен на проблеме, то есть находится внутри ситуации ему достаточно сложно задать себе правильные вопросы. Коуч же видит ситуацию со стороны и имеет соответствующий навык в задавании правильных вопросов.

Так Т. Гэллуэй оказал огромное влияние на процесс возникновения профессии коуча. В своей книге «Играя в теннис внутри себя»  рекомендовал всем великим теннисистам иметь хорошего тренера. Эту идею применили к управлению стандартами и навыками деятельности профессионалов менеджмента в Англии.

 Тимоти Гэллуэйи считал,  «Успех в профессиональной деятельности = Потенциал — Помехи». И задачей деятельности коуча в первую очередь является освобождение потенциалов  каждого работника. Ключом же к решению данной задачи, выступает развитие самосознания. Он говорил о важности доверия к оценке тренера и ответственности спортсмена за свое обучение.

Известные спортивные тренеры стали идейными вдохновителями управленческого коучинга.  Хотя для достижения успехов в спорте нужно намного меньше навыков, чем надо для успешного управления производством. О  чем и высказался Дж. Уитмор в книге «Обучение совершенству». 

Эффективные подходы и техники подготовки людей достаточно сложно переносить из одной сферы деятельности в другую. При этом основные навыки коуча — это умение задавать вопросы и обеспечивать обратную связь. Применяя методику GROW удается получать требуемую трансформацию.

Методика GROW пришла из спорта. Но она опирается на следование четкой структуре и грамотное задавание вопросов.

Методика GROW

Методика GROW берет свое начало в практике спортивных тренеров. Эта техника опирается на грамотное использование вопросов и следование четкой структуре.

Прежде всего вопросы направлены на конкретизацию «цели» (Goal), которой ученик стремится достичь в ходе текущей коучинговой сессии.

Затем внимание переключается на реальность (Reality) предполагаемых действий.

После этого посредством во­просов исследуются практические «варианты действий» (Options), которые может выбрать ученик для достижения поставленной цели.

Наконец, фокус внимания смещается на «волю» (Will) к действительному осуществлению специфических действий для реализации одного или нескольких из выявленных возможных вариантов действий.

Для легкости методику GROW запоминают в следующем виде:

  • постановка «цели» (Goal);
  • проверка ее «реальности» (Reality);
  • рассмотрение всех возможных «вариантов действий» (Options);
  • утверждение «воли к действию» (Will).

Немецкий педагог А. Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить».

Австрийский психолог А. Адлер утверждал, что человеком движут ценности, цели и стремление к самореализации. Человек – это прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека чувство неполноценности и комплексы, которые закладываются в детстве.  И остальной личностный рост представляет их преодоление.
В настоящее время уже множество авторов высказались на тему коучинга. Список наиболее популярных авторов посмотреть можно здесь.

Образование коучинга. как отдельной дисциплины была проведено  Вернером Эрхардом, Лорой Уитуорт, Джоном Уитмором (его модель  (GROW) раскры­тия способностей человека, свободного от страха и имеющего свобо­ду действовать) и Томасом Леонардом (успешные бизнесмены обычно успешны и в личной жизни). Хорошо дополняют коучинг идеи М. Дауни о том, что вопросы коуча приводят к правильному решению; понимание ценности команд как источника позитивных изменений и самообучения. М. Аткинсон, что у человека есть ресурсы для изменений, фокусировка на возможно­стях и будущем; М. Рейнольдса на связь мышления, эмоций и действий; Г. Беллина о том, что изменившийся человек не мо­жет вернуться в прежнее состояние; М. Лаксберга о важ­ности повышения собственной эффективности и обратной связи  А также публикациями из клинической психологии психотерапевтов Инсу Ким БергСтива де Шейзера и доктора юридических наук Питера Сабо.

Конечно здесь не полный список все причастных людей к созданию и становлению коучинга. Можно сказать что процесс это продолжает развиваться и дополняться новыми техниками и приемами. Поскольку в каждой составной части процесса коучинга идет развитие. Жизнь не стоит на  месте. Все течет и все меняется. Конечно стоит  упомянуть  Милтона Эриксона с его фундаментальными основами отношения к человеку как личности у которой все в порядке и есть необходимые ресурсы для достижения своей цели. А также о том, что в каждый момент времени делает наилучший выбор.

Дженет Харви, президент Международной федерации коучей, считает, что развитие коучинга началось в 1970-х годах с Движения за развитие человеческого потенциала и тренинговой компании Эрхарда. Томас Леонард, основавший объединения Coach U, Международную федерацию коучей и Международную ассоциацию коучинга, работал у Эрхарда в 1980-х годах. Он был первым успешным популяризатором коучинга. Сейчас существуют множество видов коучинга.

Многие коучинговые организации имеют стандарты поведения и «кодексы чести», следование которым они считают необходимым для защиты интересов клиентов

Очевидные преимущества коучинга

Достоинств коучинга для людей и организаций, которые приняли коучинг в качестве стиля менеджмента:

  1. Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего и применяется коучинг. Он проявляет лучшее в отдельных работниках и коллективах.
  2. Развитие персонала.
  3. Повышение эффективности обучения персонала. Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы».
  4. Улучшение межличностных взаимоотношений в коллективе. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.
  5. Освобождение времени менеджера для других задач. Подготовленный методом коучинга персонал, охотно принимающий ответственность, который не надо подгонять и за которым не требуется присматривать, освобождает менеджера для исполнения функций более высокого порядка, на что раньше он никак не мог найти времени.
  6. Умножение конструктивных идей. Коучинг и создаваемая с его помощью обстановка поощряют конструктивные предложения от членов команды без опасений, что они будут высмеяны или что последуют «оргвыводы». Часто одна конструктивная идея приводит к появлению других.
  7. Повышение эффективности использования мастерства и ресурсов людей.
  8. Быстрая и эффективная реакция в критических ситуациях. В атмосфере, где люди ценятся, они готовы «вытаскивать лодку» даже до того, как их позовут это делать. Во множестве организаций, где не ценят людей, они делают только то, что им приказывают, причем настолько мало, насколько возможно.
  9. Высокая гибкость и адаптивность к изменениям. Вся суть коучинга направлена на изменения, формирование соответствующего отклика и ответственности. Возрастающая конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях сможет выжить только гибкий и адаптивный.

Кратко результат коучинга можно сформулировать так:

  • высокая продуктивность;
  • уверенный в себе персонал;
  • повышение качества жизни на рабочем месте;
  • высвобождение времени менеджера;
  • снижение стресса для всех участников;
  • лучшее обслуживание клиентов.

[contact-form-7 id=»2269″ title=»Коучинг»]